Социальные кнопки

понедельник, 22 января 2018 г.

С чего начать читать комиксы о Конане: руководство для начинающих исследователей Хайборийской эры


     Около года назад на полках книжных магазинов страны появилась весьма необычная по своему содержанию книга под названием «Карающий меч». Казалось бы, заурядное название для столь же заурядного фэнтези-чтива. Но не всё так просто. Ведь затесалось сие издание прямиком в раздел графических романов, потеснив многочисленных дэдпулов, мстителей и прочих спаунов с насиженных мест. Пресыщенный обилием супергероики взгляд цепляется за это, как кажется, совершенно неуместное в данном разделе название, точно утопающий за соломинку. Книга внимательно изучается: иллюстрация на обложке еще сильнее подогревает интерес к содержимому, ведь на ней безошибочно идентифицируется знакомый всем и каждому Конан-варвар, и, в итоге, после беглого знакомства с оглавлением, «Карающий меч» перебирается на вашу личную книжную полку...
     
     Выход в свет комикса про Конана на русском языке событие и в самом деле грандиозное, ведь это, как-никак, настоящая икона героического фэнтези, причем не только книжного; за свою более чем семидесятилетнюю «карьеру» Конан успел побывать героем трёх фильмов, сериала, мультфильма, нескольких видеоигр и целого сонма рисованных историй. И вот, наконец, в сентябре 2016 стараниями издательства АСТ на прилавках магазинов появился тот самый «Карающий Меч» – первый сборник комиксов о варваре-киммерийце на русском языке. А несколько месяцев назад свет увидело продолжение – второй том всё той же серии. Справедливости ради стоит заметить, что серия «Карающий меч» не посвящена всецело одному лишь Конану. Сборники эти, суть, являются своеобразной данью памяти наследию Роберта Говарда – придумавшего Конана писателя, – и в виде коротких графических новелл по мотивам освещают разные стороны его творчества. 

     И надо сказать, что «Карающий Меч» с задачей своей справляется на отлично, а именно: с головой погружает читателя в атмосферу излюбленного Говардом жанра героических приключений. Отважные воины и прекрасные воительницы, коварные колдуны, зрелищные схватки и покрытые мраком древние тайны – всего этого тут в избытке. А ещё может статься так, что выход этой серии в свет положит начало большему. Как минимум изданию на русском языке еще нескольких рисованных историй о Конане, благо выбирать есть из чего – общее количество выпусков о похождениях неистового киммерийца едва ли не переваливает за тысячу, и это без учета разного рода переизданий. Кто знает, быть может новый «Конан» уже ждет своего часа где-нибудь в недрах издательств Но зачем томить себя ожиданиями? Тем, кому приключения Конана-варвара описанные в «Карающем мече» пришлись по вкусу, не лишним будет ознакомиться со списком того, что же еще этакого из комиксов о нём можно почитать.

     Как уже было замечено, столь богатой библиографией как у Конана, может похвастаться далеко не каждый! К счастью, желающие ознакомиться с хрониками приключений отважного киммерийца избавлены от необходимости скурпулезного изучения всей его ветиеватой хроники. Характер повествования большинства комиксов о Конане дискретный – в каждом описывается конкретное приключение, никак не пересекающееся с другими историями об этом герое. Фактически, это означает, что начинать читать можно чуть ли не с любого номера, хоть с первого попавшегося на глаза. Еще сам Роберт Говард пресекал любые попытки выстроить рассказы о Конане в хронологическом порядке, так как, по его мнению, воины, беседующие друг с другом у костра о делах прошлого, редко придерживаются какой-то последовательности в своих историях, пересказывая лишь то, что вспомнилось здесь и сейчас. Но как в случае с любой объёмной серией, в ней чередуются и хорошие истории, и откровенное вторсырьё. А потому потенциальному читателю не лишним будет немного разузнать о ключевых и самых лучших выпусках саги о Конане.

 The Coming of Conan!

     С этого все и началось! Именно тогда, в октябре 1970 года, на прилавках газетных киосков появился Conan The Barbarian #1, выпущенный под эгидою Marvel Comics Group. Первый выпуск «Конана-варвара» не был дебютом киммерийца в индустрии комиксов (мало кто знает, но первое его появление в качестве героя рисованных историй состоялось еще за двадцать лет до того в мексиканском журнале Cuentos de Abuelito), однако именно этому номеру суждено было дать начало грандиозной саге, а его авторов – писателя Роя Томаса и художника Барри Виндзора-Смита – в одночасье превратить в настоящих знаменитостей. Сюжет комикса повествует о молодом воине по имени Конан, которому волею случая открылось видение собственного далекого будущего, где его нарекают королём могущественнейшего из царств Хайборийской эры – Аквилонии. И Конан, воодушевленный этим видением, покидает родные северные края и отправляется в поисках приключений на юг.



  The Tower of the Elephant 

     Изданный под названием «Башня Слона» четвертый выпуск той же серии считается ни много ни мало одним из лучших сюжетов о приключениях отважного киммерийца. По сути своей комикс является новеллизацией одноименного рассказа Роберта Говарда с толикой вкрапления лавкрафтовских ужасов. История строится вокруг чародейского камня под названием Сердце Слона. Преследующий личные интересы Конан пытается выкрасть камень из башни могущественного колдуна Яры, но планы его резко меняются, когда на своём пути он встречает загадочное существо с иной планеты – Яг-Кошу... На сегодняшний день «Башня Слона» считается самой что ни на есть классикой героического фэнтези и рекомендуется к обязательному ознакомлению во всех возможных формах. Благо, помимо Conan The Barbarian #4, этот сюжет стал основой и для ряда других произведений, таких как выпуски с 20 по 22 серии комиксов Conan от издательства Dark Horse Comics и первых двух эпизодов телесериала Conan the Adventurer.



Red Sonja

     Имя Рыжей Сони для многих ценителей героического фэнтези является культом не меньшим, нежели имя Конана, женским аналогом которого, она, по сути, и является. Недаром же фанаты называют её «Конаном в бикини». Первое появление рыжеволосой воительницы состоялось на страницах выпусков Conan the Barbarian #23-24, сюжет которых повествует о защитниках осажденного армией султана Ездигерда города Маккалет, к коим волею случая примыкают Конан и сама Соня. Комикс является вольным переложением написанного Говардом исторического рассказа The Shadow of the Vulture, сюжет которого был адаптирован Роем Томасом под реалии Хайборийской эры. Никто и подумать не мог, что Рыжая Соня – этот, казалось бы, совершенно эпизодический персонаж – вдруг заживёт собственной жизнью! Однако факт: Соня стала всё чаще появляться в комиксах о Конане, затем разжилась собственной  серией и в итоге даже засветилась в кино, где её образ примерила на себя актриса Бригитта Нильсен. 



Queen of the Black Coast

     Вспомнив о Рыжей Соне, нельзя не упомянуть и о другой известной спутнице Конана – о Белит, Королеве чёрного побережья. Написанный Робертом Говардом оригинальный рассказ повествует о приключениях Конана в составе шайки морских разбойников, возглавляемых женщиной по имени Белит, и многими считается едва ли не лучшим произведением цикла. Первыми адаптировать в формате комикса знаменитую историю додумались (внезапно!) мексиканцы. Серия под названием La reina de la Costa Negra выпускалась в середине XX века в качестве приложения к развлекательному журналу Cuentos de Abuelito и долгое время, несмотря на статус фактически первого в мире комикса о Конане, оставалась неизвестной за пределами стран Латинской Америки. Сейчас Cuentos de Abuelito является объектом охоты для многих коллекционеров, однако для простых читателей едва ли представляют хоть какой-то интерес в силу огромных расхождений с первоисточником. Так, например, чернокожие пираты с лёгкой руки художника стали похожи на викингов, а Белит потеснила внезапно обернувшегося блондином Конана с места главного героя. Первым же серьёзным переложением «Королевы чёрного побережья» на язык комикса является адаптация Роя Томаса и Джона Бушемы, изданная двумя частями в рамках марвеловской серии Conan the Barbarian в выпусках #58 и #100. Она-то и рекомендуется к прочтению в первую очередь. 


 
Red Nails 

     Из всего того пласта произведений о Конане, что существуют на данный момент, перу непосредственно Роберта Говарда принадлежат лишь немногие. За свою недолгую жизнь Говард успел написать о похождениях варвара-киммерийца всего около двух десятков повестей и рассказов, среди которых одним из лучших по праву считается Red Nails, в переводе на великий и могучий известный как «Гвозди с красными шляпками». Рассказ повествует о приключениях Конана и его спутницы Валерии в затерянном городе Ксухотле, выродившиеся дикие обитатели которого уже долгие годы ведут друг с другом кровопролитную войну, грозящую полным взаимным самоуничтожением. Изначально адаптированный творческим дуэтом Роя Томаса и Барри Виндзора-Смита для выпусков #2-3 журнала черно-белых комиксов Savage Tales, сюжет этот впоследствии был переиздан в цвете, так что современный читатель волен выбирать версию себе по вкусу.



Savage Sword of Conan 

     Упомянув о Savage Tales, нельзя обойти вниманием и другой подобный ему по формату проект - журнал черно-белых комиксов Savage Sword of Conan. Запущенный в 1974 году под руководством редактора Лина Уэйна и с Роем Томасом в качестве ведущегося автора этот журнал в мгновение ока снискал огромнейший интерес читательской аудитории. Связано это было в первую очередь с отличным от серии Conan the Barbarian более мрачным тоном повествования. Избавленный от рамок, накладываемых цензурой на цветные комиксы, Рой Томас с разномастной командой художников приступил к своего рода перезапуску саги о Конане, в рамках которого не только рассказал множество новых историй, но и перекроил на иной лад уже засветившиеся. Всего Savage Sword of Conan просуществовал 21 год, став одним из самых продолжительных журнальных проектов Marvel. За это время в журнале в форме комиксов были изданы все классические рассказы Роберта Говарда о Конане, что делает серию обязательной к ознакомлению для всех интересующихся наследием писателя.


Black Colossus

     И начать знакомство с Savage Sword of Conan можно прямиком со второго номера сего издания, в рамках которого Роем Томасом и Джоном Бушемой была адаптирована повесть под названием «Черный колосс». Сюжет оригинального рассказа повествует о небольшом королевстве Хорайя, которое стремится захватить могущественный колдун Тугра Хотан. В отчаянной попытке остановить армии злого чародея принцесса Ясмела выбирается ночью из дворца, дабы испросить помощи у первого встречного и вручить тому бразды управления войском. Волею судьбы им оказывается Конан, уже сражающийся в армии принцессы в качестве наёмного воина. Сюжетные перепетии этой повести хоть и незамысловаты, но являются тем не менее определяющими для окончательного формирования правильного образа Конана, ведь из привычного уже читателю героя-одиночки ему предстоит перевоплотиться в генерала целой армии и проявить до сих пор таящийся в нём талант лидера – расчетливого, предусмотрительного, вдохновляющего. Помимо великолепной во всех смыслах адаптации Томаса и Бушемы существует еще две версии этой истории: одна, за авторством Тимати Трумана и Томаса Джиорелло, была выпущена в 2009 году в рамках #8-13 выпусков серии Conan the Cimmerian от Dark Horse, а другая, за которую единолично отвечал комиксист Ронан Тулоут, была выпущена во Франции издательством Glenat. 



King Conan

     Так уж сложилось, что наиболее узнаваемым для масс является образ именно Конана ВАРВАРА – высокого, мускулистого, обязательно полуголого, с пудовым мечом в руке и с пышногрудой красавицей под мышкою. А вот о КОРОЛЕ Конане, увы, слыхал не каждый. А меж тем о приключениях, что выпали на долю Конана во времена его царствования над Аквилонией, написано немало, и самим Робертом Говардом в том числе. Отличной возможностью познакомиться с этой главой из жизни неумолимого киммерийца станет прочтение серии King Conan от издательства Dark Horse Comics. Сюжеты от Тимати Трумана по мотивам оригинальных историй Говарда и буйный, сочный, мрачный рисунок Томаса Джиорелло делают эту серию едва ли не одной из лучших во всей обширной библиографии Конана.  



Cimmeria

     Имя Роберта Говарда у поклонников фантастики зачастую ассоциируется исключительно с жанром коротких рассказов. Однако Говард был еще и прекрасным поэтом и за свою недолгую жизнь написал множество стихотворений и баллад, среди которых особое место занимает «Киммерия». Написанное примерно за год до первого появления Конана-варвара на страницах палп-журнала Weird Tales, сие стихотворение по праву можно окрестить предтечей всея Хайборийской Эры. А потому нет ничего удивительного в том, что по мотивам этого стихотворения в своё время тоже был создан комикс; проиллюстрированная Барри Виндзором-Смитом пятистраничная поэма – причудливый сплав великолепного рисунка и облачённого в стихотворную форму слова, – увидела свет в #2 журнала Savage Tales. «Киммерию» на русский язык переводили аж четырежды, и с одним из переводов – за авторством Геннадия Корчагинова – мы и ознакомимся в качестве послесловия...

Я помню.
Под темными лесами склоны гор,
Извечный купол серо-сизых туч,
Печальных вод бесшумное паденье
И шорох ветра в трещинах теснин.


За лесом - лес, и за горой - гора;
За склоном - склон. Один и тот же вид:
Суровая земля. Сумев подняться
На острый пик, откроешь пред собой
Один и тот же вид: за склоном - склон,
За лесом -  лес, как вылитые братья.


Унылая страна. Казалось, всем:
Ветрам, и снам, и тучам, что таились
От света солнца - всем дала приют
В глухих чащобах, голыми ветвями
Стучавших на ветру, и было имя
Земле, не знавшей ни теней, ни света -
Киммерия, Страна Глубокой Ночи.


С тех пор прошел такой огромный срок.
Забыл я даже собственное имя.
Топор, копье кремневое - как сон,
Охоты, войны - тени. Вспоминаю
Лишь бесконечный зарослей покров,
Да тучи, что засели на вершинах
На долгий век, да призрачный покой
Киммерии, Страны Глубокой Ночи.





Комментариев нет:

Отправить комментарий